Первая мировая

  Сюжетно-деятельностная игра «Первая мировая война» планировалась еще прошлым летом. К сожалению, профессиональные военные, которые обещали нам помочь, в последний момент не смогли приехать, и игра сорвалась. Тогда мы очень огорчились, но со временем обратили внимание, что наши старшие ребята очень увлеклись военным делом. Они посещали военные клубы и постоянно устраивали собственные страйкбольные игры. Тогда и возникла идея организовать военную часть игры собственными силами.
   Для того, чтобы подготовить игру в летнем лагере, студия игрового моделирования «Тропинка» в марте провела тренировочную игру со старшими подростками. В итоге старшая команда подростков стала активно готовиться к лету.
    Во всех предыдущих играх дети играли «ответственные» роли, то есть роли тех людей, которые могли своими решениями повлиять на ситуацию «в мире», «в стране», «в армии», либо помочь какому-то персонажу. Особенностью данной игры было то, что дети играли «простых» солдат. От их мнений и решений почти ничего не зависит. По сюжету игры - вокруг  социальный катаклизм, в котором «брат идет на брата». А в руках у наших «солдат» оружие, которое они могут куда-то направить. Как тут принимать решения, если ощущаешь себя почти марионеткой, от которой ничего не зависит? Как в таких условиях остаться Личностью, которая не прячется от проблем, а активно действует и не предает православных ценностей? Эта проблема и была поставлена перед нашими детьми.
    Игра началась еще в поселке 24 июня. Все дети были «новобранцами», которых призвали на военную службу, потому что по условиям игры «идет война с Германией». В «военкомате» дети показали свои физические способности, врач проверил их здоровье и наши ребята – «офицеры» начали обучать их навыкам строевой подготовки. В конце все принесли «присягу на верность царю».
    На Селигере игра началась вечером 1 июля и была круглосуточной. Для наших ребят - «офицеров» это была настоящая работа. С утра по-военному «играл горн». Затем построение - утреннее правило, построение - зарядка, построение - на завтрак. После завтрака военные тренировки, строем на обед и так до вечера. Даже отбой и укладывание спать контролировали наши «офицеры». А были еще ночные подъемы по тревоге! Были ночные преодоления «линии фронта».
   Отрабатывались не только навыки строевой подготовки, но и различные тактические приемы, техника взаимодействия, опыт владения оружием, навыки разведки. Устраивались учебные стрельбы и страйкбольные тренировки. Так что «офицеры» со своей ролью справились замечательно! В соседнем лагере удивлялись: «Почему ваши дети обращаются «Ваше благородие» к ребятам, которые их старше буквально на два-три года?» «Игра такая», - отвечали мы.
   Даже когда игра закончилась, многие дети на вопросы отвечали: «Так точно!» или «Никак нет!». Можно с уверенностью сказать, что помимо нравственно-мыслительной составляющей, дети в этой игре получили много практических знаний и навыков, которые пригодятся в будущем, особенно мальчикам. Заметим, что мальчиков в этой игре было в два раза больше, чем девочек, хотя в обычных мероприятиях воскресной школы (не только нашей) преобладают девочки.
   «Идеологическую» работу с новобранцами взяли на себя старшие девушки. Фактически они «готовили» будущую проблемную ситуацию. Для того чтобы лучше погрузить играющих в атмосферу того времени, наши «солдаты» получали «письма с родины». Это была непростая работы девичьей группы. Они изучили стиль письма того времени, продумывали «родственные связи».
   Кроме того, трое из девушек играли роль «офицеров», которых прислали из «штаба дивизии». Их задача - отобрать из «солдат» тех, кто годится «в разведчики». Они проводили с «бойцами» собственные тренировки и в результате создали «отряд разведчиков», который готовился для выполнения «важного задания».
   Одна из девушек, Света, играла роль «журналистки на войне». Она энергично разыграла несколько «скандальных ситуаций», которые были нужны по сценарию игры.
   Был у нас и свой «летчик». В лесу был построен «самолет», куда наши «солдаты» должны были отнести насколько «химических снарядов».
   Все эти приготовления, наряду с «жестоким обращением офицеров» ( они по любому поводу наказывали наших «бойцов», заставляя отжиматься), должны были привести «солдат» к «бунту». Однако когда им сказали, что царя нет и необходимо принести присягу «Временному правительству», возразил только один «боец» - Сергей. А когда им предложили создать свои «солдатские советы», чтобы решать, подчиняться или нет приказам «командиров», они категорически отказались. Детям нравилось подчиняться! Они сказали, что готовы терпеть любые наказания! К сожалению, не у всех детей это было проявлением сознательности. Многим нравилось не думая подчиняться старшим. (Это стало понятно по итогам рефлексии игры.) Только Сергей, который всегда пытался понять, как надо правильно поступить и твердо отстаивал свои взгляды, попадал в сложные ситуации.
   Для остальных сложности начались лишь в тот момент, когда "разные позиции" заняли сами "офицеры". В итоге все разделились на несколько групп. Причем две самые агрессивные группы наставили друг на друга игрушечные ружья. Так была смоделирована ситуация «гражданской войны». «Как же так, - спросили мы у детей, - вы только что были единой командой, а теперь готовы стрелять друг в друга?»
   Поставленный в начале игры вопрос оказался очень не простым. Часть детей даже не смогли осмыслить проблему. У них пока не хватает житейского опыта и знаний. Это не мудрено. Даже взрослые люди, попадая в такие ситуации, не знали, как правильно поступить. Вспомним героев таких произведений, как «Белая Гвардия» М.А.Булгакова, «Тихий Дон» М.А.Шолохова. Или реальных исторических личностей, которые были героями Первой Мировой войны, а потом сражались по разные стороны баррикад. Дай Бог нашим детям задуматься над этими вопросами, чтобы в будущем не стать марионетками в чужих руках и всегда находить тот «узкий путь», который ведет к Истинному Спасению.